Торговая ассоциация AMERIPEN, созданная в США 10 лет назад для выработки единой позиции по вопросам, связанным с упаковкой и окружающей средой, начала менять свою позицию в отношении расширения ответственности производителя (РОП) за производимую упаковку товаров. В AMERIPEN входят такие крупные компании, как 3M, McDonald’s, Nestlé, Procter & Gamble и другие, и это подчеркивает растущее признание среди различных заинтересованных сторон того, что переработка отходов нуждается в финансовой помощи.
В связи с тем, что рынки повторной переработки в прошлом году были ввергнуты в хаос из-за проблем импорта из Китая, североамериканская промышленность столкнулась с ситуацией, когда перерабатывающие предприятия начали закрываться, а программы переработки сократили перечень приемлемых для нее материалов. Все это привело к тому, что тонны собранной бумаги и пластмассы просто отправились на свалку.
Очевидно, что местные координаторы по переработке отходов не единственные, кто замечает трудности. Как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов разработчики политик переработок начали продвигать законодательство о расширенной ответственности производителей (РОП), в соответствии с которым производители бумаги и упаковки будут финансировать управление конечным сроком службы того, что они выставляют на рынок. Фактически ожидалось, что в 2020 году по крайней мере один штат примет такой законопроект, но пандемия COVID-19 сорвала этот процесс.
По мере проведения законодательных сессий в 2021 г. в ряде штатов вернулись к обсуждению РОП. И сейчас, похоже, сами производители упаковки все больше открывают для себя перспективу предоставления прямой финансовой поддержки в области утилизации.
Далее приведено интервью Дэна Фелтона, исполнительного директора AMERIPEN, и Энди Хэкмана, главного лоббиста в Serlin Haley LLP, фирме по связям с общественностью, представляющей AMERIPEN.


Они отметили, что произошел заметный сдвиг на пути приближения организации к принятию законодательства по РОП на государственном уровне. Это обусловлено признанием того, что необходимы новые шаги для сохранения жизнеспособности вторичной переработки. Они также обсудили вопрос о том, как может быть развернута дискуссия по РОП в этом году.
Во-первых, не могли бы Вы объяснить, кого представляет AMERIPEN и как это формирует Ваш подход к текущей политической дискуссии?
Дэн Фелтон: AMERIPEN была основана чуть более 10 лет назад, в некоторой степени в ответ на разговоры об ответственности производителя, которые в то время велись вокруг упаковки и бумаги. Кто-то скажет, что AMERIPEN была основана для того, чтобы противостоять этим дискуссиям, хотя это не совсем верно. AMERIPEN представляет всю цепочку создания стоимости упаковки, и именно для этого и была основана компания AMERIPEN, так что не только владельцы брендов, но и производители упаковки, поставщики материалов, а также переработчики – все имеют право голоса. Все они являются заинтересованными сторонами, которые являются частью процесса.
Как вы относитесь к политике РОП (расширенная ответственность производителей)?
Фелтон: Наша позиция, безусловно, изменилась за последние 18 месяцев. Действительно, в течение последних двух-трех лет мы видели, как активизировался разговор в области политики РОП, касающейся упаковки и бумаги, и многие штаты начали всерьез рассматривать данную проблему. AMERIPEN, оценив реальность, пришла к выводу, что этот разговор актуален в США, и очень вероятно, что-то будет введено в действие, скорее всего, на начальном уровне и, возможно, только на уровне штатов. В мае 2020 года мы разработали «Принципы и цели продвижения вторичной переработки упаковки в США». Мы потратили несколько месяцев на то, чтобы определить, какие виды механизмов финансирования мы могли бы поддержать. Это привело к тому, что в конце октября прошлого года наше правление перешло к политике, которая выводит ее на новый уровень, как бы ставя государственные предложения в один ряд с нашими принципами, целями и политикой, иначе говоря: что мы могли бы поддержать или, как минимум, не возражать?
То есть Вы говорите, что AMERIPEN поддерживает РОП, если выполняются определенные условия?
Фелтон: Я бы не сказал, что мы искренне поддерживаем расширение ответственности производителей, но наша политика направлена на поддержку этих предложений, особенно на государственном уровне, если они будут отвечать определенным требованиям. Это явный сдвиг по сравнению с позицией AMERIPEN еще год назад. В середине февраля мы вели дискуссию в штате Мэн, и тогда мы были против этого и не поддерживали законопроект. Почти год спустя мы можем сказать: это именно то, что нужно. Это большой сдвиг для нас.
Какие факторы определяют большую текущую активность вокруг РОП для упаковки в разных штатах и даже на федеральном уровне?
Энди Хэкман: Несомненно, это было вызвано воздействием китайской политики. Особенно сейчас, после COVID. Я думаю, что на уровне штатов есть определенная заинтересованность в поиске решения проблем отрасли переработки. Мы не хотим, чтобы вторичная переработка ушла в прошлое. Члены AMERIPEN хотят, чтобы упаковка и бумага продолжали перерабатываться.
Вы отметили, что РОП для упаковки, кажется, чаще всего происходит на уровне штатов, а не на федеральном уровне. Не могли бы Вы объяснить это подробнее?
Хэнкман: Во-первых, проблема твердых отходов, по крайней мере в нынешней федеральной структуре, является ответственностью штатов. У нас были дискуссии со сторонами, вовлеченными в пакет Udall-Lowenthal [закон о широкомасштабном отказе от загрязнения пластмассой, который был представлен в Конгрессе в феврале 2020 года], и я думаю, что даже там есть некоторое признание того, что регулирование на национальном уровне – это сложный вопрос. Нельзя сказать, что сделать это невозможно, но для этого потребуется участие всех штатов.
Фелтон: Кроме того, AMERIPEN признает ценность идеи национальной структуры, которую могли бы поддержать штаты. Возможно, штаты могли бы разработать свои собственные законы относительно РОП, работающие в рамках национальной структуры. Но есть одна вещь, которая нас действительно интересует, – это единообразие определения на федеральном уровне, что значит «перерабатываемый». Если 50 или даже 20 штатов определяют понятие вторсырья по-разному, это создает в отрасли огромные барьеры для перемещения продукции. Если для этого существуют определенные стандарты, то Федеральное правительство или Агентство по охране окружающей среды США могут сыграть большую роль, даже если законы штатов не будут приняты.
Хэнкман: Было бы реально выгодно дать возможность производителю участвовать в единой национальной программе, которую подпитывает каждый из штатов. В противном случае вы должны будете создать в каждом штате свою организацию ответственности производителя, или PRO (некоммерческую группу, которая будет представлять интересы производителей), и различные структуры сборов, и тогда у вас будет 50 различных членов. Это не совсем устойчиво с точки зрения брендовой компании.
Вы упомянули об этой политике, к которой AMERIPEN перешел в октябре прошлого года, коснувшись определенных пунктов, которые Вы можете поддержать. Что это за пункты?
Фелтон: Мы уже упоминали о концепции национальной PRO-структуры – это то, что мы хотели бы видеть. Кроме того, нам совершенно ясно, что мы не хотим, чтобы деньги из промышленности утекали на свалку упаковок, ведь именно так и происходит в некоторых штатах.
Это пример того, что для нас неприемлемо. Если мы будем пытаться внедрять инновации и увеличивать объемы переработки упаковки, то мы, конечно, не хотим платить за то, чтобы что-то было просто захоронено на свалке. Это подводит нас к более глубокой дискуссии о том, платим ли мы за муниципальный сбор или за инновации и расширение переработки, чтобы вернуть больше материала в цикличную экономику.
Хэнкман: Кроме того, мы хотели бы быть уверены в том, что у нас есть возможность принимать совместные решения вместо того, чтобы заставлять государственное агентство принимать все решения. Мы хотели бы видеть PRO с заинтересованными сторонами, включая сообщества твердых отходов и муниципалитеты, принимающими совместные решения об инвестициях.
Конечно, желательно, чтобы производители не платили за захоронение отходов, но не существуют ли также определенные виды упаковки, например гибкая пленка, у которой действительно нет рынков вторичной переработки? Если вас просят финансировать утилизацию всей упаковки, а для некоторых ее видов нет других вариантов, кроме утилизации, похоже, вам придется за это заплатить, не так ли?
Хэнкман: Мы, безусловно, слышали об этом. Но подумайте о сценарии, когда муниципалитету, который не справляется со своими задачами, предлагаются, по сути, два варианта: есть деньги на утилизацию, что требует больше усилий и планирования, или есть меньшая сумма денег, возможно, на захоронение отходов. Для некоторых муниципалитетов может оказаться очень привлекательным просто взять деньги для захоронения отходов. В этом случае вы не увидите достижения цели законодательства. Для некоторых материалов, вы правы, свалка – это единственный путь, но это не означает, что мы должны сделать дешевую свалку для муниципалитета, чтобы они даже не заморачивались с каким-либо другим вариантом. Для того, чтобы помочь в переработке этих материалов, может возникнуть необходимость в поэтапных шагах и оценке некоторых технологий, но лучше сделать это, чем поддерживать вариант, который может иметь негативные последствия.
Ранее Вы отмечали, что как группа, представляющая всю цепочку создания стоимости упаковки, AMERIPEN заботится о потребностях не только производителей, но и переработчиков. Как при этом вы учитываете потребности обеих сторон?
Фелтон: За последние три месяца мы действительно углубились в диалог, в частности, по вопросам переработки и транспортировки. Обсуждение проблемы с этими отраслями индустрии могло бы стать обнадеживающим. Честно говоря, они признают, что никто не говорил с ними об этом так, как AMERIPEN. И так как у нас был этот разговор, я не увидел обратной реакции от производителей. У всех этих сторон, безусловно, разные интересы, но они понимают, что работают вместе.
В России важно учитывать этот опыт США: рыночная экономика не может помочь сформировать качественную систему переработки, нужно вмешательство государства в формирование РОП, и это должно быть реализовано на федеральном, а не региональном уровне.
Статья подготовлена на основе переводов журнала Plastics Recycling Update.